пятница, 1 марта 2013 г.

Почему и как возник Календарь?



Календари, как реальная возможность измерять время, пришли к нам из такой далекой древности, что сейчас даже не представляется возможным точно определить, когда же именно был составлен первый из них. 

С давних времен они стали насущной потребностью для всех жителей планеты. 

Поскольку основными видами трудовой деятельности людей были обработка земли и уход за животными, то календарь служил землепашцам и скотоводам самым верным советчиком в вопросах, когда ждать разлива рек, приступать к пахоте и готовиться к севу, перегонять скот на новые пастбища, завершать работы и убирать урожай. Как же тут обойтись без календаря? 

Но создать календарь можно было только на основе каких–либо периодически повторяющихся ритмов. И тогда люди заметили, что день всегда сменяется ночью, а времена года проходят строгой чередой: за весной наступает лето, за летом – осень, затем приходит зима, за зимой – весна, – после чего цикл вновь повторяется в той же последовательности.

В поисках разгадки этих природных явлений человек обратил внимание на небесные светила – Солнце, Луну, звезды – и заметил их неукоснительную периодичность в перемещении по небосводу. Это были его первые осмысленные наблюдения величественной картины звездного неба, предшествовавшие зарождению праматери всех наук – астрономии, что в переводе с греческого означает «закон о звездах» (astrо – звезда, nomos – закон).

Само слово "календарь" произошло от латинских слов "caleo" – провозглашать, оповещать и "calendarium" – долговая книга. 

В Древнем Риме специальный глашатай, назначенный верховным жрецом, разносил весть о начале очередного месяца. После этого оповещения начинались новые календы (calendal). 

Второе значение связано с тем, что первого числа каждого месяца в том же Древнем Риме было принято уплачивать проценты по долгам.

На разных этапах своего развития разные народы всегда подходили к необходимости создания точного летосчисления. 

В связи с этим возникли многочисленные системы и принципы подсчета времени, которые по своей сути были очень близки друг к другу, а иногда и полностью совпадали.
Почему? Да потому что для всех обитателей Земли, независимо от их место проживания или наречия, каждое утро восходит одно и то же Солнце, ночь озаряет Луна, и все звезды сияют под единым небесным куполом.

Итак, календарем принято называть определенную систему счета времени, применяемую при измерении временного интервала большой длительности, и основанную на периодичности видимых движений небесных тел – Солнца, Луны, планет.

Так что же представляли собой древние календари? 

В начале для измерения времени люди использовали видимое движение и смену фаз Луны, т.е. пользовались календарем с лунным годом. 

Когда же возникла потребность в разделении времен года, появился солнечный календарь, основанный на видимом движении Солнца. 

В дальнейшем стали рассматривать ритмы обоих светил – и Солнца, и Луны – результатом чего стал совмещенный лунно–солнечный календарь, чему свидетельствует индоиранский календарь, описанный в Авесте и Ведах.

В основу календаря в разных культах и у разных народов были положены различные циклы. 

Так, в основу мусульманского календаря положен период между двумя полнолуниями – синодический месяц, равный приблизительно 29,5 суткам. Двенадцать таких месяцев дают лунный год, равный 354 дням. 

В некоторых странах Юго–Восточной Азии используется лунно–солнечный календарь, в основу которого положен цикл повторения условий видимости солнечных затмений – так называемый Метонов цикл (он составляет примерно 19 лет). Начало астрономического года в этом календаре согласуется со сменой фаз Луны.

Какова же система построения календаря? 
В начале при создании календаря астрономы для измерения времени использовали видимые изменения фазы Луны (новолуние, 1-я четверть, 2-я четверть, полнолуние и т.д.), на основании чего появился лунный календарь. 

Изучив суточное движение Луны, древние астрономы установили: период ее обращения вокруг Земли равен 27,321 суток, что составляет сидерический или звездный месяц (от лат. Sidus – звезда), а возвращение Луны в то же самое положение в небесном пространстве относительно Солнца – 29,53059 суток – синодический месяц (от лат. Sinodos – соединение). Именно синодический месяц и стал основой лунного календаря и в дальнейшем перерос в лунно–солнечный календарь. 

Поскольку календарные дни, недели, месяцы и годы могут состоять только из целых чисел, то условились считать в лунном месяце не 29,5 суток, а 29 либо 30. 

В зависимости от угла расположения Земли и Луны по отношению к Солнцу (солнечным лучам) изменяются очертания видимой части Луны, т.е. фазы. 

Согласно Авестийскому Учению, каждый лунный день имеет свою астрологическую интерпретацию и энергетическую окраску. 

Его ритмы оказывают воздействие на психологическое состояние человека, а также обязательно учитываются в медицинской астрологии. 

Знания о влиянии не только лунных дней, но и положения Луны в знаках Зодиака, на посадку и рост растений успешно пережили века и широко используются в наши дни.

Параллельно с лунным календарем для исчисления времен года появился солнечный календарь, длина солнечного года равнялась 365,25 суток. Далее было установлено, что продолжительность 76 солнечных (тропических) лет и 940 лунных (астрономических) месяцев почти совпадает – 27758,4 суток.

После долгих наблюдений за движением Солнца астрономами была рассчитана продолжительность одного года: 365,2422 = 360 + 5 + 1/4 – 3/400.

В этом арифметическом выражении отражена вся история становления солнечного календаря. 

360 – число дней в году древнего вавилонского календаря, послужившего основанием для разделения окружности на 360°, а также, возможно, всей шестидесятиричной системы счисления. 
5 – число дней, добавленных египтянами, которые уточнили длину года. 
Они же нашли и третье слагаемое – 1/4 суток, но только в античную эпоху Юлия Цезаря египетский астроном Созиген смог использовать эту поправку для создания Юлианского календаря, в котором каждые 4 года вводится дополнительный 366–ой день.

Изучение движения Солнца среди множества неподвижных звезд способствовало составлению астрономами карты звездного неба, в результате чего был отмечен годичный путь Солнца по эклиптике и составлен календарь созвездий. Были зафиксированы также даты пребывания Солнца в особых точках эклиптики, к которым относятся дни весеннего и осеннего равноденствия, когда Солнце пересекает небесный экватор, переходя из одной полусферы в другую, а также дни летнего и зимнего солнцестояния – максимального и минимального удаления Солнца от Земли.

В европейской культуре получил распространение календарь солнечный календарь, в основу которого был положен цикл Солнца. 

Средний тропический год, который представляет собой промежуток времени, за который Солнце возвращается к точке весеннего равноденствия, не кратен средним солнечным суткам (1 тропический год = 365,2422 средних солнечных суток). Поэтому при создании календаря возникла проблема: как исключить накопление ошибки, возникающей из–за дробной части суток в продолжительности года?

С данной проблемой сталкивались астрономы не только в Европе. 

В Древнем Египте использовался солнечный календарь, в котором было ровно 365 суток. При таком календаре каждые 4 года ошибка увеличивалась приблизительно на 1 день.

В 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Юлий Цезарь ввел календарь, впоследствии получивший название юлианского. 

Счет по юлианскому календарю был начат с 1 января 45 г. до н. э. В этом календаре три года подряд имели по 365 дней, а четвертый – 366 (такой год позднее стал называться високосным). Такой календарь был гораздо точнее прежнего, но и он за каждые 400 лет все же отставал на трое суток.

К концу XVI века эта ошибка составляла уже 10 дней и поэтому папа римский Григорий XIII 4 октября 1582 г. с целью ее исправления ввел два изменения:
1) исправил дату, введя после 4 октября сразу 15 октября;
2) исключил годы, завершающие столетия, из последовательности високосных лет, за исключением тех, которые кратны 400. В результате 1700 г., 1800 г., 1900 г. – не високосные годы, а 2000 г. – високосный.

Такой календарь получил впоследствии название григорианского. Длительность года в этом календаре больше тропического на 26 секунд, то есть за 3300 лет набегает опережение в 1 день. Но это уже не такая страшная ошибка.

Счет времени по григорианскому календарю называется новым стилем, а по юлианскому – старым стилем. Переход к григорианскому календарю в различных государствах мира происходил в разные времена.

Россия до 1 февраля 1918 г. (14 февраля 1918 г. по новому стилю) жила по юлианскому календарю. Это расхождение календарей необходимо учитывать в астрологии при работе с событиями, произошедшими до указанной даты.

По мере развития общества, с образованием государств и расширением межгосударственных связей у людей возникла потребность в едином эталоне исторического времени. 

Но с какого момента начинать отсчет времени? 
Какое явление или событие следует считать изначальным в летоисчислении? 

Именно этот вопрос и эта проблема породили столь огромное количество календарей и способов летоисчисления. 

У всех народов широкое распространение получили, так называемые, эры («аеrа» – исходное число), определяемые временем царствования тех или иных династий: в Египте – династии фараонов, в Китае и Японии – династии императоров, в Западной Европе – династии римских императоров. 

Эрой календаря называется начальный момент любой системы счета лет, а также сама эта система. 

Начало новой эры, летосчислением которой мы пользуемся, относится к рождению Христа. Она была рассчитана и предложена к введению в 525 г. Дионисием Малым (первая половина VI в.) – римским аббатом, святым румынской православной церкви. 

В католических странах она была введена в 532 г., а в России – в 1700 г. До этого момента Россия пользовалась счетом лет от сотворения мира, относя его на 1 марта 5508 г. до н. э.

Но древние строили календари не только на основе циклов Солнца и Луны. Например, в странах Древнего Востока за основу брали цикл планеты Юпитер, который делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30°, каждая из которых связана с его прохождением по определенному знаку Зодиака, а также с одним из животных-тотемов, древние астрономы Востока создали солнечно–юпитерианский 12–летний календарный цикл, который мы сегодня называем Восточным или Юпитерианским календарем.

Древние арии строили свой календарь на основе цикла другой планеты–гиганта – Сатурна. 

Зороастрийский календарь связан с воспоминанием о первичном, изначальном цикле Сатурна – последней видимой планеты септенера, чье древнеарийское название звучит как Кейван, и означает в переводе «Повелитель Времени». 

32–летний зороастрийский календарь – величайшее наследие, доставшееся современному человечеству от древнейшей мировой религии зороастризма. Календарная система древних ариев возникла задолго до разделения семьи индоевропейских народов, а потому одинаково приемлема для славян, балтов, германцев, иранцев и пр.

Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Наиболее резкое отличие еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая. 

Еврейский календарь по своему типу относится к лунно-солнечным, и количество календарных дней его месяца зависит от месячного обращения Луны вокруг Солнца.

Сначала еврейский календарь был чисто лунным, но в дальнейшие века, примерно в IV в. до н.э., архаичный лунный календарь начал постепенно вытесняться более сложным. 

Для древнееврейского календаря был характерен особый временной ритм, который основывается на числах 7 и 12. Годы, состоящие из 12 месяцев, называются простыми, а состоящие из 13 месяцев – високосными. 

В еврейском календаре применяется 19-летний цикл, состоящий из 12 простых и 7 високосных лет. 

Каждый месяц еврейского календаря имеет знак Зодиака, то есть пояса на небесной сфере, по которому движутся Луна, Солнце и большинство планет. 

Двенадцать зодиакальных знаков были и эмблемами 12 колен Израилевых, которые, согласно Библии, происходили от 12 сыновей Иакова.

За начало еврейского летосчисления принимается 7 октября 3761 г. до н.э. Оно ведет свое начало от Сотворения мира и известно как "эра от Адама". Постоянный календарь в современном виде был установлен Мудрецами в 4119 г. (примерно 359 г. н.э.). Для ведения календаря необходимо наблюдать за появлением новой Луны (новолуния) и определять начало весны.

Издревле существовали календари и на Руси. Так, во время раскопок языческого святилища на Волыни в 1958 году, датированного II–IV веками нашей эры, среди множества предметов были найдены два больших глиняных сосуда, разукрашенных значками и рисунками, из которых трижды повторялись только кружки и кресты, которыми древние славяне обозначали Огонь и Солнце. 

Расшифровывая значки, вспомнили слова летописца X века о славянах: " Черты и резы чтаху и гадаху". 

Выяснилось, что были найдены те самые "черты и резы", которые оказались древним языческим календарем земледельца и охотника. 

"Резы" – не что иное, как символическое обозначение календарного месяца и производимой во время него работы. Так, например, одна из "рез" изображалась в виде плуга и соответствовала апрелю, вторая представляла собой ростки растений – май, колосья соответствовали августу, сети для ловли перелетных птиц – сентябрю, пучком пряжи изображен октябрь.

Три знака Солнца соответствовали июню – месяцу летнего солнцестояния, декабрю – месяцу зимнего солнцестояния и марту – месяцу весеннего равноденствия.

Все отмеченные в календаре виды трудовой деятельности отразились далее в названиях и символике зодиакальных созвездий. Так, пребывание Солнца в знаках Водолея и Рыб указывало на влажный, дождливый период года, созвездия Овна и Тельца напоминали о весенних заботах скотоводов, переход Солнца в знак Рака говорил о "попятном" движении светила и о сокращении дня, осенний переход Солнца в знак Девы означал наступление времени жатвы, сбора фруктов и винограда, а периоды охоты знаменовались вхождением Солнца в знак Стрельца.

Славяне–язычники обожествляли Солнце, а также чудодейственное влияние Огня, Воздуха, Земли, Воды и других реальных сил Природы (стихий), наблюдая за ними и систематизируя свои сведения о них. Позднее на Руси календарь стали называть Месяцесловом. 

Месяцеслов – это народный календарь в котором по дням, неделям и месяцам года расписан полный круг крестьянского труда, семейного быта, народных праздников и гуляний, представляющий собой вершину народного творчества, которое развивалось на протяжении многих столетий. Он вобрал и себя науку общения русского хлебопашца с Землей и Космосом, со стихиями и явлениями Природы, с предками, с Добром и Злом окружающего мира.

По Месяцеслову будничные недели обязательно должны были сменяться праздничными днями. 

Главным праздником древних славян считалась Коляда, святочные обряды которой проводились в период зимнего солнцеворота. 

Следующим за святками большим годовым праздником была Масленица, имевшая аграрно–магическое значение: проводы Масленицы означали проводы зимы и заклинание, приветствие наступающей весны. 

В день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня, отмечался праздник Ивана Купалы, когда собирали целебные травы, разжигали костры, купались в водоемах, водили хороводы, пели купальские песни и искали в лесах мифический цветок папоротника. 

В течение года отмечались также Комоедины, Ляльник и Юрьев день (весной), праздники Ярилы и Перуна (летом), Рожаниц и Макоши (осенью).

По какому календарю мы живем?

Григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство человечества, имеет свою историю, обращение к которой может дать исследователю богатую пищу для размышлений. 

Мы уже говорили, что само слово «календарь» происходит от латинского Calendae, что означает «время уплаты долгов». 

1 января в Риме сменяли друг друга на высшем государственном посту консулы, передавая преемникам дела и долги государства.

Сейчас уже люди не задумываются о том, что 1 января – время необходимой уплаты по долгам и процентам, а празднование Нового Года в день уплаты долгов обрекает празднующих на постоянную зависимость от государства, поставившего своих граждан в положение должников. 

Жить по Григорианскому либо по Юлианскому календарю, означает признавать себя должником и нести на себе бремя ответственности за то, что изменить мы не в силах.

Зороастрийское летоисчисление в корне отличается от того календаря, которым мы пользуемся в обычной жизни. 

Зороастрийский календарь ориентирован на пробуждение в человеке талантов, способностей, самосознания и чувства уверенности в правильности совершаемых поступков. 

В этой календарной системе за начало года принимается дата весеннего равноденствия, т.е. 21 марта, что соответствует реальному пробуждению природы от зимней спячки. 

Сам праздник Нового Года в персидской традиции получил название «Ноуруз», что буквально означает «Новый День». 

Практически все народы индоевропейской группы издревле поклонялись дневному светилу. Почти во всех древних культурах началом года считалось время наступления весны, что соответствовало весеннему равноденствию. 

Как мы знаем, на Руси вплоть до XIV века ежегодное празднование Нового Года происходило 21 марта.

Частица Божественного Огня, заложенная в каждом человеке, может пробудиться лишь в том случае, если он живет в соответствии с Законами Космоса, в гармонии с Природой и синхронно с потоком Времени. 

В этом отношении зороастрийский календарь, основным содержанием которого является закон соответствия космических и земных ритмов, является куда более предпочтительным по сравнению с римским календарем, которым мы пользуемся по сей день.

Празднование Нового Года 1 января в день уплаты по счетам является абсолютно искусственным нововведением, поскольку эта дата не является какой–либо значимой точкой на пути Солнца по эклиптике. 

Начало суток среди ночи, а не с восходом Солнца, как в прочем и наступление Нового Года среди зимы, а не в момент весеннего равноденствия, – вот основные, но не единственные, недостатки того гражданского календаря, которым мы вынуждены пользоваться, как руководством к действию. 

Возникает естественный вопрос: а может ли у нас все быть в порядке, когда само понятие о течении времени у современного человечества извращено и поставлено с ног на голову? 

Если мы не живем в гармонии с окружающей нас природой, как мы можем достичь гармонии в отношениях друг с другом и самими собой? 

Каким бы не казалось странным это утверждение, но возвращение календаря к его изначальным базовым природным ритмам, действительно могло бы многое изменить в лучшую сторону, как в общественной, так и в личной жизни современных людей.

Задачи календарных циклов

Календарные циклы необходимы для того, чтобы человек смог соприкоснуться с утраченной гармонией, чтобы он мог выполнить свою программу, свое предначертание и по–настоящему эволюционировать. 

Следование календарным циклам позволяет решить сразу две задачи. 

Первая задача выполняется с помощью календарных систем, связанных с религиями. Так, по сакральным религиозным календарям выбирают время, наилучшее для поста, для богослужения, для сезонных работ, то есть для того, чтобы что–то делать или от чего–то отказываться. Все это повторяется из года в год. Зороастрийские календари также выполняют эту задачу и в этом мало отличаются от христианских, потому что священный календарь нужен для того, чтобы правильно служить Богу. А правильное служение Богу происходит тогда, когда человек вписывается в ритмы сакрального времени.

Вторая задача, с которой помогают справиться календари, это выбор лучшего времени для начала или осуществления ваших личных дел. В данном случае возникает необходимость обратиться и к обычному календарю, и к вашему гороскопу, чтобы посмотреть, насколько совпадают или не совпадают эти два календарных цикла. Если, к примеру, по гороскопу хорошее время для свадьбы попадает на Великий пост, то свадьбу лучше отложить.

Что же касается этого вопроса в более широком смысле, то зороастрийцы, так же как и христиане, считали, что если человек живет в миру, в социуме, то он, конечно, должен придерживаться календарных циклов, но большой строгости в этом от него не требуется. Только те, кто сделали свой выбор в пользу служения Богу и уже реально являются хранителями эгрегора, должны строго соблюдать все календарные предписания и презреть свой собственный гороскоп.

Кто еще должен строго следовать календарным предписаниям? Древние арии считали, что все хварноносцы, то есть люди, у которых проявлена какая–то Хварна, должны жить в строгом соответствии с календарными циклами и согласовывать с ними все свои действия, потому что именно они являются носителями сакрального времени, показателями нашей отмеченности – того, что в нас от высших сил.

Итак, существует две основные категории людей, которые должны строго следовать календарным циклам. Это те, кто дал обет причастности к религии, и те, кто обладает Хварной. Остальные могут жить по календарю только время от времени. Исключение составляют те периоды, когда в мире усиливается зло. Это время требует соблюдения календарных циклов каждым человеком. А рассчитать и определить время испытаний возможно с помощью астрологических методов.

Следование рекомендациям календаря, ориентированного на пробуждение лучших человеческих качеств и есть путь к победе над злом в себе, что является необходимым условием для общей эволюции человечества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий