понедельник, 25 февраля 2013 г.

Обычаи Великого Четверга

Четверговая соль

Сугубо великочетверговым делом было приготовление четверговой соли: обычную крупную соль заворачивали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей (клали в старый лапоть и бросали в огонь). Пережженную соль толкли, просеивали. Крестьяне объясняли, что такая соль оказывалась очищенной от скверны, т.е. от прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство для людей и скота. Эта соль считалась особенно пригодной для того, чтобы посолить ею первые, освященные после святой заутрени пасхальные яйца.

Четверговый хлеб

Каждый крестьянин подавал в церкви заздравную просфору (по силе своей она была равнозначна благовещенской). Во Владимирской губернии крестьяне верили, что в великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски, оставшиеся на столе, тщательно собирали и хранили как святыню, исцеляющую во время болезни.

Уход за волосами
В великий четверг девушки ходили утром под яблони чесать волосы - чтобы хорошо росла коса.

В великий четверг существовал обычай (исключительно приуроченный к этому подвижному церковному празднику) первого пострижения волос у ребят, у которых они с первого дня рождения еще не стриглись. В этот же день подстригали у овец шерсть на лбу, у кур, коров и лошадей - хвосты, Считалось, что благодаря стрижке у овец будет руно длиннее и гуще; лошади не станут скакать через изгороди и портить колья, а у коров не исчезнет молоко и они не потеряются в лесных чащах.

Обряды со скотом

В великий четверг хозяева даже гадали о судьбе своей скотины, для чего до восхода солнца примечали: если скотина лежит головой, обращенной на закат, то это добрый знак, и такое животное благополучно прогуляет все лето; та же, которая стоит или лежит головой к воротам, - ненадежна для дома и может пропасть. Чтобы этого не случилось, маленьким ребятишкам велели с колокольчиками в руках три раза быстро обегать двор «стариком». При этом нельзя было упасть, ни с кем не столкнуться и не поскользнуться.В Новгородчине бабы открывали печную трубу и, набрав в подол овса, взбирались на крышу. Потом кричали в трубу: «Коровы-то дома?» Кто-нибудь из семейных подавал им из избы успокоительный ответ и бабы «уговаривали» животных: «Коровушки, в лесу не спите, домой ходите». Затем, выйдя на двор, отдавали овес скотине.

Домовой

В некоторых местах крестьяне прикармливали домового, для чего выпрядали нитку в левую сторону, обводили ею вокруг двора три раза, спутывали ноги цыпленка также три раза и обносили его вокруг стола с приговором: «Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой, за скотиной ходи, скотину паси». 

Чтобы куры неслись на своем дворе, их кормили зерном, насыпанным в обруче. А чтобы ястреб не таскал кур и цыплят, эту хищную и злобную птицу устрашали кринкой с выбитым дном, которую оставляли на огороде. Там же к огородной изгороди, по возможности ко всем кольям, привязывали нитки. Делали это до восхода солнца, чтобы никто не видел, не сглазил.

Чтобы заговорное слово было крепко, ходили в лес (также до солнечного восхода) за можжевельником. Войти в лес надо было с молитвой: «Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плоди род». После этого нельзя было тут же умываться, молиться, следовало соблюдать строжайшую тайну. Дома принесенные ветки надо было разбросать по двору и хлевам, - считалось, только в этом случае не постигнет семью никакая напасть и не стрясется никакой беды над скотиной.

В Новгородчине и этих мер, как считали, недостаточно, и для полной уверенности принесенный из лесу можжевельник до восхода солнца жгли на сковороде или жестяном листе посредине избы, на полу. Все члены семьи должны были скакать через этот огонь, запасаясь на весь год здоровьем и спасаясь от дьявольщины, которая в этот день особенно хлопотлива и проказлива. Считалось, что у колдунов и ведьм в эту ночь бывают самые важные свидания с нечистой силой, от которой может спасти можжевельник. Иногда через дымящийся можжевельник прогоняли скотину. Скотину еще и стегали вересом, чтобы не лягалась.

В самых разных местах можжевельником окуривали внутренние помещения, огород, вымя коровам и козам, бочки для огурцов и капусты. Вологжане советовали ночью прийти в лес, снять с себя нагрудный крест, закопать его в землю и затем говорить: «Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба», - и леший незамедлит явиться.
Белозерские крестьяне верили в появление лешего лишь а том случае, когда, сидя на старой березе, громко крикнешь три раза: «Царь лесной, всем зверям батько, явись сюда». И тогда можно было бы смело спрашивать его о том, что тебе нужно, - он скажет все тайны и объяснит будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий