понедельник, 25 февраля 2013 г.

Святая Четыредесятница 2013


Иисус пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути 40 дней во время которых его пытался соблазнить дьявол.18 - 24 марта - Первая седмица Великого поста
24 марта, воскресенье -Торжество Православия
25 - 31 марта - Вторая седмица Великого поста
30 марта, суббота - поминовение усопших
31 марта, воскресенье - святителя Григория Паламы
1-7 апреля - Третья седмица Великого поста: Крестопоклонная
6 апреля, суббота - поминовение усопших
7 апреля, воскресенье - Крестопоклонное Воскресенье
8-14 апреля - Четвертая седмица Великого поста
13 апреля, суббота - поминовение усопших
14 апреля, воскресенье - преподобного Иоанна Лествичника
15 -21 апреля - Пятая седмица Великого поста
18 апреля, чтится в среду 17 апреля (вечером) - стояние Марии Египетской
19 апреля (вечером) - Акафист Пресвятой Богородице
20 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы(Суббота Акафиста)
21 апреля, воскресенье - преподобной Марии Египетской
22-27 апреля - Шестая седмица Великого поста
27 апреля - Лазарева суббота
28 апреля - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Понедельник первой седмицы - Начало Великого поста

В понедельник начинается Великий пост. Считается, что длительность Св. Четыредесятницы - 40 дней - восходит еще к Ветхому завету. 

Напомним, что Иисус пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни - а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. 

Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д.

Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию. 

На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. 

На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. 

По средам и пятницам совершается особое последование - Литургия Преждеосвященных Даров. 

На первой неделе Великого поста, с понедельника, 4 марта, затем во вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». 

Канон святого Андрея Критского - яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. 

Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова - а образы.

Неделя 1-я Великого поста - Торжество Православия

Это празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. 

Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. 

По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой.

После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия.

Суббота 2-й седмицы - Поминовение усопших

В дни покаяния нашего мы не можем не радеть об оставлении грехов и упокоении душ, дорогих нам, поэтому во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу Великого поста Православная Церковь вновь совершает сугубую молитву за усопших.

Те, кто уже обладает церковным опытом, конечно, подали в храмах особые записки о поминовении. Они будут вычитываться церковнослужителями во всяком необходимом случае на протяжении всех дней поста.

Неделя 2-я Великого поста - Святителя Григория Паламы

В это воскресенье совершается церковная служба в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фесалонийского, чудотворца, жившего в XIV в. Это один из самых почитаемых учителей Церкви. 

Великий подвижник горы Афон, он известне как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом, другими подвигами самоотвержения. 

Учение св. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях существенным образом отличают православную мистику от западной. 

Православное монашество - на Афоне, в России, повсюду - питается наследием исихазма, защитником которого стал святитель Григорий Палама.

Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. 

При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песня поется и на Литургии вместо трисвятого. 

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. 

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в "Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.
Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва - так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов" - говорится в одной из стихир праздника.

Неделя 4-я Великого поста - Преподобного Иоанна Лествичника
На четвертой неделе Великого поста Православная Церковь вспоминает прп. Иоанна Лествичника. 

Многолетние подвижнические труды в одном из Синайских монастырей позволили этому святому старцу в VI в. написать одну из величайших книг, названную им «Лествица». Она была и остается любимым чтением монашествующих и благочестивых мирян нашего Отечества. 

По этой книге стремились они разрешить возникающие духовные проблемы, получали ответы на возникающие вопросы, по ней учились обретению великого дара – добродетели послушания.

Суббота 5-й седмицы - Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста)

Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и Богослужению выделяется из ряда других суббот. 

В состав Богослужения этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы».

Поводом же к установлению Похвалы Божией Матери послужили некоторые исторические обстоятельства в жизни православных греков. 
В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Положение греков было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский - Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери, Заступнице рода христианского, и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. 

И наша Русская Православная Церковь, получив богослужебный чин от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы Пресвятой Богородицы».

По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а иконах величие Божией Матери. 

По образцу этого акафиста составлено много других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и почитаемым святым. 

Они часто читаются на молебных в храмах и в домах верующих, но к церковным уставом к богослужению предназначен только один – древнейший, поемый в субботу 5-й седмицы Великого поста.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Неделя 5-я Великого поста - Преподобной Марии Египетской

На двенадцатом году жизни будущая отшельница бежала из родительского дома в Александрию, где заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. 

Казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие. 

Случайно оказавшись на празднике Воздвижения Святого Креста в Иерусалиме, Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. 

После нескольких безуспешных попыток взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы - и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Долго и усердно молилась Мария и получила от Пресвятой указание уйти в пустыню. В глубине пустыни Иорданской она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями, претерпевая голод и холод, помыслы и искусительные образы. На примере Марии Египетской Церковь дает нам образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам и напоминает верующим, что никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием, как низко кто не падал. Прп. Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти.

Суббота 6-й седмицы - Лазарева суббота

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. 

Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства.

В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью, о чем свидетельствует множество поучений, составленных на этот день святителем Иоанном Златоустом, блаженным Августином и другими отцами Церкви.

В VII – VIII веках святые песнописцы – преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин – составили на этот праздник особые песнопения и каноны, воспеваемые Церковью и сегодня.

Как сказано в Евангелии от Иоанна, Святой Лазарь жил с двумя сестрами Марфой и Марией в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом. 

Однажды Лазарь заболел и сестры оповестили об этом Иисуса, на что, как сказано в библейском предании, Иисус ответил: "эта болезнь не к смерти, а к славе Божией".

За четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию Лазарь скончался и его погребли в пещере.

Придя в Иудею, в Вифанию Иисус нашел Лазаря во гробе. Он пришел к гробовой пещере и сказал: "Отнимите камень". Когда камень был убран, Иисус помолившись, воззвал громким голосом: "Лазаре! гряди (иди) вон". И умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было повязано платком.

До воскрешения Лазаря Господь воскресил множество людей, но Лазарь был последним, уже смердящим, разлагающимся, и воскрешение Лазаря было прилюдным, в отличие от других. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осле, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы.

Именно после чуда воскрешения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет – он был епископом на Кипре, где проповедовал христианство, и там же мирно почил.

Во время своего епископского служения праведный Лазарь был удостоен посещения Божией Матери, отправившейся к нему по бурному Средиземному морю на обычной тогда триреме (гребном парусном судне). Прибыв на Кипр, Божия Матерь подарила святому епископу вышитые Ею омофор и поручи.

Мощи праведного Лазаря, обретенные в Кити, помещались в мраморном ковчеге с надписью: "Лазарь Четверодневный, друг Христов". В 898 г. повелением византийского императора Льва Мудрого (886 – 911) святые мощи праведного Лазаря были перенесены в Константинополь и положены в воздвигнутом в его честь храме.

В Лазареву субботу во всех храмах Русской православной церкви проходят торжественные богослужения, отличающиеся необыкновенной проникновенностью, значимостью. В главном песнопении дня (тропаре) есть слова, означающие, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении.

С заходом солнца, во время вечерни, проходит чин освящения веточек вербы – главного символа Вербного воскресенья.

Освященные веточки раздаются молящимся. С ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя этим торжество победы жизни над смертью (воскресенье). Освященные вербные ветви положено хранить дома целый год. Считается, что они оберегают жилище от всяких бед и напастей. Почки освященной в храме вербы рекомендовали есть женщинам от бесплодия, они защищали также от лихорадки.

В Лазареву субботу на трапезе разрешается рыбная икра, елей и вино.

Неделя 6-я - Вербное воскресенье

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий